А что это значит - бороться с наркоманией? Кто и как должен бороться?
Силовые структуры делают всё от них зависящее, чтобы уменьшить огромный по-
ток наркотиков, непрерывно текущий в страну через границу, препятствуют распростра-
нению наркотиков внутри страны. Но, к сожалению, эта проблема до сих пор не решена, и с годами она становится лишь острее. Сегодня наркотики продают под видом куритель-
ных смесей, солей для ванн, и даже удобрений, их можно не только купить, их можно
приготовить самому. Количество наркопотребителей не сокращается, а возможно даже
увеличивается. Умирают одни, на их место приходят другие.
В чём дело? Почему прилагаемые усилия не дают желаемого результата? Может
быть недостаточно усилий? Может не те точки приложения? Возможно - и то, и другое.
Нельзя рассчитывать только на правоохранительные органы.
Первые пробы сигарет, алкоголя, психоактивных веществ у 2/3 подростков связаны с любопытством, стремлением к эксперименту: «а что будет?», как атрибут взрослости.
Любопытство подогревается «заботливыми старшими товарищами», утверждающими,
что ЭТО круто. Подросток думает:
... в жизни всё надо попробовать, а с одного раза ничего не будет...
... от этого вещества не бывает зависимости...
... я сильный, буду себя контролировать...
... другие же это употребляют и всё о'кей...
... я смогу вовремя остановиться...
... а мне всё по фигу...
... а, гори оно всё огнём!
А может быть, он не думает вообще?
Просто сказать подростку, что ЭТО нельзя - почти ничего не сказать, а может быть
даже подогреть интерес. Необходимо дать информацию о том, ЧТО именно БУДЕТ, если... Но дать её следует так, чтобы он поверил, приводя веские, неопровержимые факты и доказательства.
А БУДЕТ вот что: сначала здорово и даже очень. Но в жизни за всё и всегда надо
платить, особенно за удовольствия. И не только деньгами. В конце концов вместо удо-
вольствия появляются проблемы. С законом. С деньгами. С учёбой. С семьёй. С друзьями.
С мозгами. Со здоровьем. Жить становится так «хорошо», что и не хочется.
Люди часто делят наркотики на «лёгкие» и «тяжёлые». И это становится своего ро-
да ловушкой: начинают с «лёгких», а потом «травка» открывает ворота героину.
Любые наркотики опасны сами по себе. Внутривенное употребление опиатов (ге-
роина и других) может привести и не редко приводит к смертельной передозировке. Но и другие наркотики могут быть очень опасны. Существование связи шизофрении и ма-
рихуановой зависимости доказано на молекулярном уровне. Но еще более высок риск
развития нарушений психики после приема синтетических аналогов конопли - синтетиче-
ских, «дизайнерских» курительных смесей («спайсы»).
Употребление курительных смесей может вызвать тяжёлое коматозное состояние,
различный спектр негативных психических эффектов:
<!--[if !supportLists]-->• <!--[endif]-->неспособность сосредоточиться;
<!--[if !supportLists]-->• <!--[endif]-->нарушение восприятия;
<!--[if !supportLists]-->• <!--[endif]-->бесконтрольный смех;
<!--[if !supportLists]-->• <!--[endif]-->полная потеря контакта с окружающим миром;
<!--[if !supportLists]-->• <!--[endif]-->отсутствие способности ориентироваться в пространстве
Со временем это может привести к тяжелой инвалидности, навсегда изменить
личность человека, превратив его не только в наркозависимого, но и в психически боль-
ного, довести до нелепой смерти.
Очень часто наркотики становятся причиной заражения ВИЧ-инфекцией, вирусны-
ми гепатитами, инфекциями, передающимися половым путём. Происходит это не только
при их внутривенном употреблении. Под воздействием наркотика человек перестаёт кон-
тролировать своё поведение и вступает в беспорядочные половые связи.
Кто должен донести эту информацию до наших детей?
И врачи, и учителя обязаны заниматься профилактикой. Это так, но без участия семьи и, прежде всего, родителей, добиться желаемых результатов невозможно.
Большую часть знаний наши дети получают в детских садах, школах, ПТУ, техникумах. Но самые главные жизненные и поведенческие уроки дети должны получать в семье
- от мам и пап, бабушек и дедушек.
Но всё ли мы делаем для этого?
Не стали ли запреты, ругань и наказания единственным понятным языком общения
в нашем доме? Не станет ли в этом случае улица для многих мальчиков и девочек домом,
папой, мамой, воспитателем и главным жизненным университетом?
Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах - всё это заставляет подростков объединяться в
группы. В них они пытаются получить то, что не могут иногда найти дома - доверие, понимание, поддержку.
ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и ВЗАИМОДОВЕРИЕ - вот «три кита»,
на которых должны строиться отношения взрослых и детей. И тогда в семье о ребёнке
знают всё, не следя за ним специально, отпускают подростка в компанию, не допрашивая
о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребёнком не всё в порядке, раньше, чем он пожалуется сам (если пожалуется).
В.В. Россов,
заведующий отделом профилактики ГБУЗ «Брянский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД»