Как мало знаем мы о своей малой родине. История наша уходит в глубину веков, а память удерживает лишь небольшие эпизоды жизни, кусочки прошлого. Они, как слайды старого кино, порой мелькают у нас в голове. Что-то мы пытаемся вспомнить. Выцепить из глубин памяти. Какие-то обрывки рассказов бабушек, дедушек, родителей... Свои детские воспоминания... Такие далекие, что и самим не верится – а было ли это все на самом деле? Но как быть с той историей, свидетелями которой мы не были? Откуда почерпнуть сведения? Что мы расскажем своим внукам? Чем поделимся? Когда, порой, не каждый из нас похвастается знанием о том, как звали его прадедов и прапрадедов. А уж о местности, в которой сейчас проживает или проживал когда-то и того меньше.
Знаете ли вы, например, что в Комаричском районе в 18 веке существовало более 20 церквей. Из них действующими остались лишь некоторые. Люди, живущие в селах Комаричского района, порой и не знают, где стояла у них церковь. А ведь сколько было сел – столько и церквей!
Лишь двум храмам удалось устоять несокрушенными веками под ударами различных эпох, политических веяний и страшных событий. Не сдули их ветра революции, облетели бомбы в Великую Отечественную... Я сейчас о храмах в селах Бобрик и Радогощь.
В живописном селе Бобрик гордо возвышается памятник архитектуры федерального значения – Михайло-Архангельская церковь. В Окладной книге «жилых данных церквей» Севской десятины в Комарицкой волости Чемлыжского стана села Бобрик с 1628 года значится храм во имя Архистратига Божия Михаила. В начале XVIII века храм обветшал и был построен вновь, но уже в 1719 году сгорел. В огне погибли Святые иконы, утварь, Святой Антиминс. В следующем году был построен деревянный храм на месте прежнего.
Сохранившийся до наших дней деревянный храм был построен в 1779 г на средства прихожан. Перестройкам и реконструкции не подвергался. В 1898 году был произведен капитальный ремонт, заключавшийся в обновлении икон и покраске стен внутри храма.
Из особо чтимых икон в храме находился образ Божией Матери Скорбящая, пред которым часто служились молебны по просьбе прихожан храма и жителей других сел.
Во время гонений на Русскую Православную Церковь в XX столетии храм не закрывался. Метрические книги из этого храма сохранились с 1787 года: 1777-1809, 1810-1828, 1837-1843, 1844-1848, 1848-1851, 1853-1864, 1860, 1862, 1892-1897, 1902-1905, 1915-1918 годы.
В селе Радогощь сохранился еще один памятник архитектурного значения – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В Окладной книге «жилых данных церквей» Севской десятины, которая велась с 1628 по 1746 год, значится храм в честь Успения Пресвятой Богородицы села Радогощь. Можно предположить, что храм в селе был и до 1628 г. В 1677 г. в составе прихода было 122 двора, а в храме служили три священника. Но события шедшей в то время Северной войны (1700-1721) привели к тому, что приход обезлюдел, а храм обветшал. В 1730 году в селе был построен и освящен новый деревянный храм с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Но уже в 1787 г попечением княгини Наталии Петровны Голицыной вместо дереянного был построен каменный усадебный храм в стиле раннего классицизма. При строительстве были использованы: кирпич, гранит, белый камень и лепнина. Храм, как и прежний, был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, но уже с двумя приделами: во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира и Святого Архистратига Божия Михаила. Деревянное здание храма было перенесено в село Быхово, отстоящее от села Радогощь в двенадцати верстах. Изменениям каменный храм не подвергался за исключением того, что в 1881 г каменные полы были заменены деревянными. С 1853 г, в память об избавлении от эпидемии холеры, ежегодно 28 июля в селе Радогощь совершался Крестный ход. Храм села неоднократно посещался Преосвященными Епископами Орловскими и Севскими при их проезде в Богородицкую Площанскую Пустынь. В 1919 году по запросу ГубЧК Севский Уисполком предоставлял списки священнослужителей и монашествующих. Согласно этому документу в селе Радогощь значились священники Федор Иванович Введенский и Леонид Васильевич Гаврилов. По воспоминаниям старожилов, в 1937 году храм был закрыт. В одной половине храма устроили склад зерна, а в другой – клуб. В 1943 году богослужение в храме возобновилось. С тех пор он не закрывался.
Есть в районе храмы и святые места, которые стали восстанавливать в последние десятилетия. В селе Избичня – церковь Димитрия Солунского (службы восстановлены в 2012 году), в п. Комаричи – Святой Троицы (приход храма во Имя Святой Троицы поселка Комаричи, в состав которого вошло село Лобаново, был открыт в 1994 г. по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека) и Державной иконы Божией Матери (приход открыт в 2006 году). В селе Игрицкое – Церковь иконы Божией Матери "Знамение" (В 1992 году в селе был вновь открыт Православный приход. Богослужение совершается в молитвенном доме, устроенном в здании бывшей Церковно-приходской школы).
В Ольгино Надкладезная часовня в честь Святой Троицы упоминается с 1860 года. В 30-е годы XX века часовня на Святом источнике была разрушена. В 2005 году часовня в честь Святой Троицы по инициативе главы администрации Комаричского района В.Н. Кузина была восстановлена, а 2006 году освящена Епископом Брянским и Севским.
В селе Лубошево Флоро-Лаврская церковь была построена прихожанами в 1693 году во имя Флора и Лавра, здание было деревянное, холодное. Еще одно здание храма было сооружено в 1721 году. Церковь действовала до 1960 года, не сохранилась. В настоящее время в этом селе действует Православный приход Храма.
А сколько у нас в районе утраченных святынь, о которых мы знаем очень мало: в Асовице – Христорождественская церковь, в Бочарово – Троицкая, в Быхово – Введенская, в с. Война – Николаевская, в Глядино – Благовещенская, в Евдокимовке – Николаевская, в Жадино – Никитская, в селе Игрицкое – Знаменская церковь (год постройки 1720), в Избичне – Димитриевская (год постройки 1896, действовала до 1943), в Козинке – Воскресенская, в Литиже – Введенская, в с. Лобаново – Церковь Троицы Живоначальной (год постройки: 1805. Храм утрачен в 1943 году), в Лубошево – Флоро-Лаврская, в с. Лугань – Николаевская, в с. Пьяново – Николаевская, в с. Угревище – Покровская, в с. Хлебтово – Космодамианская, в с. Шарово – Сергиевская церковь. Это сведения из государственного архива Брянской области, с сайта Бянской Епархии. А что знаем мы о них? Может быть, есть у кого-то из вас, уважаемые читатели, исторические данные о возникновении и существовании святых мест, происхождения сел и деревень наших. Старые фотографии наших храмов и сегодняшние тех мест. где они когда-то стояли. Давайте вместе воссоздадим страницы истории. Ведь пройдет время, и наши потомки ничего не будут знать о родных местах. Наши надежды мы возлагаем на людей старшего поколения, на школьные музеи и на патриотов земли Комаричской.
Любовь Кужелева